История аэродрома Богородск
На заре отечественной авиации
То, что Богородск тесно связан с развитием авиации в стране – факт непреложный. Аэродром, расположенный в нашем городе, дал путевку в небо многим летчикам, воспитал когорту мастеров парашютного спорта.
Богородский аэродром – ныне основная структурная единица Нижегородского аэроклуба имени Петра Ионовича Баранова. Казалось бы, хочешь знать историю расположенной в твоем городе «взлетной площадки» – достаточно набрать в Интернете электронный адрес Нижегородского аэроклуба, и экскурс в историю – к твоим услугам. На самом деле не все так просто.
В исторической справке, почерпнутой с официального сайта аэроклуба, читаем: «в связи с началом строительства в Нижнем военного авиационного завода в 1929-м году и решением Второго Всесоюзного съезда ОСОАВИАХИМа в январе 1930 года, заострившего внимание на авиационном деле, стала вынашиваться идея создания при нижегородском губернском совете ОСОАВИАХИМа аэроклуба. Развертывается работа по созданию его материальной базы. Сооружается здание для размещения авиационного техникума и аэроклуба на Арестантской (ныне имени Горького) площади, отводится и оборудуется земельный участок под аэродром на Мызе (ныне территория площади Жукова в микрорайоне Щербинки), где воздвигается парашютная вышка, строится пневматический тир.
По готовности материальной базы аэроклуб был открыт 1 июля 1933 года как самостоятельная штатная единица. Развернулась планомерная подготовка молодежи по военно-авиационным специальностям, спортсменов-планеристов и парашютистов. Обстановка требовала массовой подготовки летчиков, штурманов, планеристов, парашютистов-десантников. Аэроклуб в 1934-1936 годах оказывал методическую помощь открывающимся четырем аэроклубам: Автозаводскому имени М.В. Водопьянова, Сормовскому имени В.П. Чкалова, Дзержинскому имени И.В. Доронина и Павловскому аэроклубам».
Почему же в этом перечислении аэроклубов не назван Богородск? Наш город упоминается в истории Нижегородского аэроклуба лишь много позже: в пятидесятых годах прошлого века, как сказано на сайте, «аэродром перебазируется в город Богородск». Причем в исторической справке на сайте аэроклуба конкретная дата этого перебазирования не указана. Получается, до середины прошлого века вклад нашего города в развитие летного дела представляет собой «белое пятно». Откуда же почерпнуть достоверную информацию?
Под грифом «секретно»
Районная газета – надежный летописец, отражающий на своих страницах события, которые по прошествии времени приобретают все более значимую историческую ценность. В архиве «Богородской газеты» из довоенного времени сохранилась только подшивка «Ленинской победы» за 1937 год. Не так давно по счастливой случайности жителями Богородска была найдена, возвращена в редакцию и тем самым спасена для истории подшивка районной газеты за 1942 год, с которого и начинается летопись военных лет в нашем районе.
Однако изучение газетных страниц того времени не пролило свет на историю аэродрома в Богородске. Из бесед с людьми старшего поколения стало ясно, почему. Вплоть до середины пятидесятых годов аэродром в Богородске выполнял функции военного объекта, и упоминание о нем в печати было, естественно, запрещено. Этот запрет действовал и в пятидесятые годы. В.Ф. Антонюк, работавшая редактором «Ленинской победы» с 1951 по 1961 годы, вспоминает, как однажды в объявлении, принесенном в газету, упоминался аэродром, около которого должно было состояться собрание жителей. Пришлось редактору, памятуя о требовании неразглашения сведений, представляющих военную тайну, вычеркивать слово «аэродром» из текста.
По той же причине информация об аэродроме скудно представлена и в фондах Богородского исторического музея. Но имеются в них уникальные снимки. К примеру, такой. Ангар, учебный самолет У-2, и надпись на обороте: аэродром в Богородске, 1932 год. Действительно ли уже в 1932 году с аэродрома в нашем городе взлетали самолеты, можно подтвердить исследованиями в архивах, что потребует времени. Но уже сегодня факт, что в Богородске на аэродроме велись занятия с будущими летчиками в довоенное время, не вызывает сомнений. Он подтвержден данными из биографий наших славных земляков – Героев Советского Союза, свидетельствами старожилов.
Путёвку дал аэроклуб
Богородск в годы Великой Отечественной войны дал стране 13 Героев Советского Союза, четверо из них – летчики.
В биографии Михаила Александровича Родионова, которая цитируется в разных печатных источниках и широко представлена в сети Интернет, сказано, что родился он в 1918 году в деревне Песочное Богородского района Горьковской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов, школу ФЗУ и аэроклуб. В Советской Армии с 1938 г. Окончил Энгельсскую военно-авиационную школу пилотов в 1939 г.
В своих воспоминаниях младшая сестра М.А. Родионова Софья Александровна Щербакова упоминала об учебе Михаила в местном аэроклубе. «Тайком от родителей брат вместе со своим другом М.В. Саловым, тоже будущим Героем Советского Союза, бегал на аэродром на занятия в аэроклубе. Когда родители спрашивали, почему поздно домой приходит, объяснял, что задержался на учебе в школе ФЗУ».
– Не знаю, как Салов сообщил родным, что станет летчиком, но хорошо помню разговор моего брата с матерью, – рассказывает С.А. Щербакова. – Он начал издалека: «Мам, знаешь, а мне выдадут летную форму». Та: «Ты чего удумал?» Михаил: «У меня приняли документы в летную школу». «Так ты, выходит, все вечера пропадал на аэродроме? А ты, Сонька, знала и молчала?» Я не стала отнекиваться: была восхищена братом!» («Богородская газета» от 8 мая 2007 года).
Богородский аэродром дал путевку в небо и другим нашим землякам-летчикам, Героям Советского Союза. Как и его друг Михаил Родионов, Михаил Салов окончил аэроклуб без отрыва от производства (он работал на шорно-седельной фабрике), поступил в Энгельсскую школу пилотов. Оба Михаила участвовали в советско-финляндской войне. У Салова на счету в войне с белофиннами – один сбитый вражеский самолет, у Родионова – два (Л.К. Тюльников, Я.И. Басович. «Герои Советского Союза – горьковчане»). Оба удостоены звания Героя Советского Союза посмертно.
М.В. Салов уже в первый день нападения Германии на нашу страну, отражая налет вражеских самолетов на Ленинград, в воздушном бою уничтожил самолет противника. Летчик-истребитель, в начале войны он прошел переобучение на летчика-штурмовика. Командир звена 65-го штурмового авиационного полка 103 авиационной дивизии, лейтенант Салов совершил 117 боевых вылетов, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 21 ноября 1941 года он в очередной раз поднялся в небо на своем И-153. Этот тип самолета применялся в качестве истребителя, а также легкого штурмовика. Осенний день стал последним в жизни 22-летнего богородчанина. Сбитый огнем зенитной батареи, он погиб в четырех километрах восточнее Сойозера.
Его друг Михаил Родионов погиб, защищая небо Москвы. В 1941 году на подступах к Москве он уничтожил восемь самолетов противника. На его счету – 242 боевых вылета, череда которых оборвалась утром 3 июня 1942 года. Летчик-истребитель Родионов атаковал Ю-88. «Юнкерс» задымил и стал уходить на запад. Когда у Михаила иссякли боеприпасы, он подвел свой истребитель к вражескому бомбардировщику и отсек ему часть консоли крыла. Ю-88 продолжал тянуть к линии фронта. Тогда Родионов развернулся и врезался в самолет врага. Второй таран произошел на высоте 50 метров. «Юнкерс» рухнул на землю. Родионов сумел посадить свой самолет на поле, но врезался в земляной вал и погиб.
Ныне могила младшего лейтенанта Родионова, командира звена 562-го истребительного авиационного полка – в Химках под Москвой. Деревня Новая Лужа под Москвой, где первоначально нашел упокоение прах отважного летчика, была названа в его честь деревней Родионово.
Путь в большую авиацию с занятий в аэроклубе начался и для Героя Советского Союза Алексея Васильевича Брагина. Он родился 14 февраля 1923 года в деревне Бурцево нашего района. Окончил 9 классов школы, работал слесарем в затоне имени Жданова, одновременно учился в аэроклубе. В 1941 году Брагин был призван на службу в РККА Горьковским районным военным комиссариатом. В 1942 году, как его земляки Родионов и Салов, окончил военную авиационную школу пилотов в Энгельсе. С 16 апреля 1944 года – на фронтах Великой Отечественной войны.
Участвовал Брагин в Режицко-Двинской, Мадонской, Рижской операциях, разгроме курляндской группировки немецких войск. В конце войны лейтенант Алексей Брагин командовал звеном 825-го штурмового авиаполка 225-й штурмовой авиадивизии 15-й воздушной армии. К 5 мая 1945 года он совершил 106 боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений вражеских войск и техники, железнодорожных эшелонов, огневых позиций противника. Звание Героя Советского Союза присвоено ему было 15 мая 1946 года.
После войны продолжал наш земляк службу в ВВС. С 1960 года майор Брагин пребывал в запасе, жил в г. Минске. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Умер 29 июня 1980 года. Похоронен на аллее Героев Московского кладбища в столице Белоруссии. В деревне Бурцево на доме, где он жил, – мемориальная доска.
Среди богородских Героев, летчиков-штурмовиков – и Давид Константинович Курыжов. Уроженец деревни Кузнецово, после окончания школы Давид Константинович работал учителем начальной школы в деревне Касанихе. В Красной Армии он – с 1939 года. Учился в Харьковском военном авиационном училище, затем в Энгельсской военной авиационной школе пилотов. В боях участвовал с августа 1943 года.
К февралю 1945 года Давид Курыжов – заместитель командира эскадрильи 810-го штурмового авиационного полка 225-й штурмовой авиационной дивизии 15-й Воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. 25-летний старший лейтенант Курыжов совершил 95 боевых вылетов, уничтожил пять танков и 15 автомашин. 18 августа 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны продолжал служить в ВВС, окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы, в 1952 году – Военно-политическую академию. Вышел в отставку в 1954 году в звании подполковника. Работал диспетчером аэропорта «Домодедово». Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Александра Невского, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной Звезды, медалями. Умер в январе 2003 года. 8 мая 2003 года в городе Домодедово на доме по улице Красной, где много лет жил Курыжов, открыта памятная доска с именем Героя.
Воздушные разведчики
Почему Богородский аэродром долгие годы был секретным объектом
Документальный фильм (Источник)
О том, что в годы Великой Отечественной войны в городе Богородске базировался авиационный полк, знают многие богородчане военного поколения. Но вот найти более конкретные сведения о том авиационном соединении оказалось очень сложно. Понятно, что военная информация в районную печать не просачивалась, в архивах городского музея не оседала. Найти ответы на вопросы об этом авиаполке помогла счастливая случайность. В разговоре с подполковником запаса А.И. Шадриным выяснилось, что он поддерживает отношения с ветераном авиации Ю.Б. Кукшиновым, который в настоящее время живет в Нижнем Новгороде. 22 сентября Юрию Борисовичу исполнилось 89 лет.
Впервые в Богородске он появился в 1943 году молодым лейтенантом – после окончания летного училища в городе Молотов (ныне Пермь). В наш город Юрия направили на службу вместе с однокурсником Михаилом Лозовым. В Богородске шли подготовка и формирование экипажей, эскадрилий перед отправкой на фронт, здесь дислоцировался отдельный корректировочно-разведывательный авиационный полк. Командовал им подполковник Н.В. Зайцев.
– Нашей задачей было вести воздушную разведку, затем корректировать огонь артиллерии с воздуха. И эти навыки мы приобретали как раз в Богородске, – рассказывает фронтовик. – Учебно-тренировочные полеты велись в связке с Гороховецким артиллерийским полигоном.
В 1943 году в окрестности Мулина и Гороховца была переброшена основная часть людских и материальных ресурсов Артиллерийского научно-исследовательского опытного полигона. В годы войны в Гороховецких лагерях формировались десятки частей и соединений, отправлявшихся на фронт, а на территории Гороховецкого артиллерийского полигона тогда испытывали многие отечественные артиллерийские орудия и трофейную технику.
Корректировщики-разведчики поднимались в учебные полеты с Богородского аэродрома. На снимках военной поры, которые Ю.Б. Кукшинов передал десятилетия спустя в Богородский исторический музей, видны боевые машины полка. Вот фото 1943 года. За спинами летчиков – Пе-2. Это бомбардировщик, детище авиа-
конструктора Петлякова. Сразу прозванный летчиками «пешкой», этот самолет был для целей военной разведки оснащен специальными фотоаппаратами, закрепленными на стальных рамах в бомболюках.
По словам Ю.Б. Кукшинова, и во время учебно-тренировочных полетов в тылу, и затем на фронте его неизменным боевым товарищем был самолет Ил-2. Солдаты вермахта именовали этот легендарный штурмовик «шварце Тод» – черная смерть, если дословно, или чума.
Из Богородска Кукшинов был направлен под Могилев, и начались его боевые вылеты. Вылетая на задание, летчики вначале фотографировали передовые рубежи противника, скопления боевой техники и живой силы. Затем данные воздушной разведки, отраженные на фотоснимках, расшифровывали на земле фотометристы. Благодаря полученным сведениям, командование выстраивало тактику и стратегию боя, исход которого во многом зависел от грамотных действий воздушных корректировщиков артиллерийского огня.
Военная судьба друга Юрия Кукшинова Михаила Лозового оборвалась трагически. Он летал на Кенигсберг, погиб в бою. Юрию Борисовичу было суждено встретить победу живым, хотя во время войны жизнь его не раз висела на волоске. В 1946 году с территории Германии 209-й отдельный корректировочно-разведывательный авиационный Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени полк, в составе которого воевал Ю.Б. Кукшинов, вернулся в уже знакомый личному составу Богородск. Полк базировался в нашем городе до середины 50-х годов. Затем он был расформирован. Военный летчик Кукшинов был направлен на службу в Одесский военный округ. Нес службу в Молдавии, где окончил вечерний университет марксизма-ленинизма при педагогическом институте.
После того как вышел в отставку, вернулся с семьей в Богородск, который и стал его постоянным местом жительства.
Послевоенные годы
Аэродром, служивший военной площадкой для его полка, стал использоваться как база для Нижегородского аэроклуба. С середины 50-х годов и до настоящего времени на занятиях в аэроклубе на Богородском аэродроме прошло подготовку множество лётчиков и парашютистов.
Среди мастеров парашютного спорта чемпионы СССР, Европы, мира, Вооруженных Сил, члены сборной команды СССР, мастера спорта международного класса А. Бадейнов, А. Баюков, Н. Зимина, С. Лансков, С. Мурашкин, О. Никитин, П. Перепелкин, П. Савиных, Е. Сазанов, В. Тарасов, С. Филиппов, В. Шарабанов, П. Ягилев. Так, богородчанин Евгений Сазанов выполнил более 5000 прыжков с парашютом, неоднократный рекордсмен мира, чемпион СССР, России по парашютному спорту.
В честь воспитанников – летчиков-богородчан «Нижегородского областного аэроклуба им. П.И. Баранова», проходивших летную подготовку на базе богородского аэродрома, 26 мая 2016 года торжественно открыт памятник самолёт-истребитель «МиГ-23».
…Над Богородским аэродромом регулярно раскрываются небесные «цветы» – купола парашютов. По его грунтовой взлетной полосе поднимались в свое время в небо боевые самолеты. Ныне он служит мирным целям, вновь и вновь терпеливо ожидая приземления самых отважных на земле людей – летчиков и парашютистов…